Железнодорожные хобби
Железнодорожные хобби — собирательное название хобби, связанных с железной дорогой. В англоязычном мире любителей железных дорог называют railfan или railbuff. В русском языке никакого устоявшегося термина для обозначения различных железнодорожных хобби нет. На некоторых русскоязычных сайтах железнодорожной тематики, в частности на очень известном в среде любителей железных дорог сайте parovoz.com используется термин «ферроэквинология», то есть изучение железного коня (с латыни).
Различные аспекты
Макет железнодорожной станции Anhumas, расположенной в бразильском городе Кампинас (Campinas), штат Сан-Паулу
Трейнспоттинг. Трейнспоттеры занимаются тем, что записывают номера проходящих по определённому участку поездов.
Железнодорожная фотография. Как правило, вторая (после трейнспоттинга) стадия в развитии железнодорожного хобби в среде энтузиастов. Некоторые любители стараются сфотографировать все локомотивы определённой серии. Фотоальбом такого энтузиаста может выглядеть довольно странно для аутсайдера: десятки (а то и сотни) фотографий одинаковых локомотивов, различающихся только номерами.
Действующая модель паровоза в масштабе 1:8 весом 300 кг, на создание которой Juhani Saloranta (Финляндия) потратил 14000 часов, работая над моделью в течение 15 лет
Chs2-1494.JPG
Железнодорожный моделизм. Очень многоплановое хобби. Можно выделить следующие направления:
Коллекционирование железнодорожных моделей (которые при этом могут просто стоять на полке)
Воссоздание в миниатюре исторических станций, железнодорожных линий и т. д. Любители этого направления зачастую ведут архивный поиск с целью точнейшей реконструкции определённого объекта.
Создание моделей локомотивов и вагонов. Пожалуй, одно из самых сложных направлений.
Садовые железные дороги. Создание модельных железных дорог крупного масштаба, предназначенных для использования под открытым воздухом. Особое направление — создание действующих моделей паровозов, повторяющих не только внешний облик прототипов, но и их внутреннее устройство.
Заброшенные железные дороги — объект исследований
Изучение железных дорог. Причём оно носит не только познавательный характер. На западе любители железных дорог публикуют журналы, где делятся результатами своих исследований. Нередко издаются и книги. Исследования имеют, как правило, историко-технический (например, история определённого типа паровозов), архитектурный (описания вокзалов и другой железнодорожной архитектуры) или географический характер (например, исследование современного состояния узкоколейных железных дорог Польши). Изучение можно разделить на два направления:
Библиографическо-архивный поиск.
Полевые экспедиции. Последние имеют особое значение при исследованиях закрытых железнодорожных линий.
Музейные железные дороги. В Европе существует множество железнодорожных линий, где используются старинные паровозы и вагоны. Как правило, они эксплуатируются добровольцами на общественных началах.
Коллекционирование всего, что связано с железной дорогой. Например, коллекционирование открыток железнодорожной тематики или штемпелей почтовых вагонов и вокзалов, бонов.
Игра в симуляторы поездов. Хотя не существует ни одного симулятора поездов с мультиплеером, в бывшем СССР часто играют в «виртуальный мультиплеер» на Microsoft Train Simulator — машинисты передают диспетчеру информацию о своём местоположении и получают команды от него. Кроме того, диспетчер создаёт на дорогах «нештатные ситуации» — оборванная контактная сеть, неработающая стрелка и т. д.
Энтузиастами железнодорожного транспорта издаётся множество как официально зарегистрированных так и самиздатовских журналов. Одним из старейших журналов является «The Railway Magazine» издаётся в Лондоне с июля 1897 года, известен также «Live Steam». В России также существуют издания подобного рода: альманах «Локотранс», журнал «Железнодорожное дело», самиздатовский журнал «Семафор». (см. также Железнодорожные СМИ)
Первый университетский курс для любителей железных дорог будет открыт в летней школе Таллинского университета в июле 2010 года (Railways Past and Future: a Comparative Study, на английском языке).
В России
На современном этапе в России железнодорожные хобби распространены слабо вследствие экономического кризиса 1990-х годов и специфического развития в СССР. Ранее популярные книги по железным дорогам и железнодорожному моделизму не переиздаются или являются библиографической редкостью. В СССР производство железнодорожных моделей имело свою специфическую историю и было развито не так сильно, как в странах Западной Европы и США. В СССР производились серийные стартовые наборы в типоразмере H0 (масштаб 1:87) с паровозом Ов и двумя пассажирскими вагонами на заводе Счётмаш в Курске и с четырёхвагонным пригородным дизель-поездом ДР1 производства ПО "Сокол" в Белгороде. С 1963 года в СССР регулярно поставлялись стартовые наборы и модели, произведённые в ГДР. В СССР для фотографов железнодорожных объектов представляли затруднения те нормы, правила и законодательство, которое относило объекты инфраструктуры и подвижного состава к оборонным. И сегодня фотографированию железных дорог нередко препятствуют правоохранительные органы.
Ссылки по теме
Паровоз ИС — российский железнодорожный портал
Фотоэнциклопедия железнодорожного транспорта
«Сайт о железной дороге»
Паровая машина своими руками. Сайт русских любителей паровой техники