Сообщество по моделям железной дороги

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Сообщество по моделям железной дороги » История железной дороги. » Историческая железная дорога


Историческая железная дорога

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Историческая железная дорога
Историческая железная дорога — своеобразный «живой» железнодорожный музей, железнодорожная линия, на которой для катания туристов используется исторический подвижной состав. В русском языке нет устоявшегося термина, обозначающего подобные учреждения. Чаще всего используются термины «музейная железная дорога», «туристическая железная дорога» и даже «заповедная железная дорога». В английском языке используется термин heritage railway, в котором heritage означает «(культурное) наследие», railway — железная дорога.

В Европе исторические железные дороги наиболее распространены в Великобритании, но они также имеются в большинстве стран континентальной Европы. Как правило, такие железные дороги обслуживаются волонтёрами, для которых это занятие — хобби, которым они занимаются в свободное от работы время. Эксплуатация обычно осуществляется в летний период, в остальное время железнодорожники-любители занимаются реставрацией и ремонтом подвижного состава и инфраструктуры.

В США, кроме исторических железных дорог, есть исторические трамваи (heritage streetcar). В отличие от европейских исторических железных дорог, такие трамваи часто эксплуатируются с целью получения выгоды.

Содержание
1 Общая характеристика
2 История
3 Распространение
3.1 Россия и СНГ
3.1.1 Москва
3.2 Европа
3.3 Англоязычные страны
3.4 В других странах
  Общая характеристика
Исторические железные дороги — это, как правило, железнодорожные линии, которые прежде использовались в коммерческих целях, но позднее были закрыты, после чего они были вновь введены в эксплуатацию некоммерческими обществами или коммерческими организациями. Трассы многих таких дорог уже не соединяются с основной железнодорожной сетью. Часто такие дороги действуют только летом, при этом плата за проезд может быть довольно высокой, так как дорога не просто исполняет транспортные функции, а скорее является аттракционом или музеем под открытым небом с действующими экспонатами. Однако в 1990-х и 2000-х годах некоторые исторические железные дороги начали действовать круглый год, выполняя функцию полноценного общественного транспорта. Хорошим примером такой дороги может служить Welsh Highland Railway, которая действует круглый год, перевозя как туристов, так и местных жителей.

Как правило, исторические железные дороги используют паровозы и архаичные вагоны, чтобы воссоздать атмосферу эпохи паровозов, однако некоторые воссоздают более поздние исторические периоды, используя тепловозы и электровозы.

Инфраструктура таких железных дорог соответствует подвижному составу: это механические семафоры, ручные стрелки, обслуживаемые вручную переезды.

Паровоз Ol49-12 польских железных дорог, ныне принадлежащий исторической железной дороге в Малдегеме, Бельгия. Фотография снята на исторической железной дороге в Дендермонде, где этот паровоз был в гостяхВ связи с ростом популярности исторических железных дорог в Европе возник дефицит работоспособных паровозов, поэтому многие дороги используют подвижной состав, который зачастую никогда ранее не использовался на этой железнодорожный линии. Например, историческая железная дорога в Малдегеме (Бельгия) использует паровоз, который им удалось приобрести в Польше. Такие паровозы никогда не использовались в Бельгии.

Длина исторических железных дорог редко превышает двадцать километров, а у узкоколейных дорог она может ограничиваться всего одним километром.

Исторические железные дороги могут иметь разную ширину колеи. В то время как исторические железные дороги со стандартной шириной колеи (1435 мм) — это практически всегда линии, прежде бывшие в коммерческой эксплуатации и сохранившиеся с тех пор, некоторые узкоколейные исторические железные дороги были проложены силами самих любителей на трассе разобранных железных дорог, или даже там, где железной дороги раньше не было. Некоторые исторические железные дороги имеют и узкоколейные, и стандартные линии.

История

Паровоз дороги Talyllyn Railway в 1953 годуПервой железной дорогой, которая действовала на общественных началах и обслуживалась исключительно добровольцами, была Talyllyn Railway в Уэльсе. После того, как в 1947 году скончался хозяин этой частной узкоколейки, стало ясно, что скоро эта дорога прекратит существование, так как её эксплуатация была нерентабельна. Однако группа любителей железных дорог из Бирмингема выдвинула идею продолжать эксплуатацию этой железной дороги силами самих любителей. Это решение было принято на состоявшемся 11 октября 1950 года собрании бирмингемского клуба любителей железных дорог, лидером которого был Lionel Thomas Caswall Rolt.

Первоначально идея любительской железной дороги не вызвала энтузиазма у властей, которые сомневались, что не являющиеся профессиональными железнодорожниками люди смогут обеспечить безопасное функционирование железной дороги. Однако благодаря настойчивости любителей им удалось получить разрешение, и уже летом следующего года первая в мире любительская историческая железная дорога начала перевозить пассажиров.

В 1960-х годах Британские железные дороги начали кампанию по закрытию малоиспользуемых железнодорожных линий (известную как Beeching Axe). Одновременно началось массовое списание паровозов. У любителей появилась возможность сохранить частицу уходящей эпохи, используя списанные паровозы на выведенных из коммерческой эксплуатации железнодорожных ветках.

Первыми этой возможностью воспользовались любители из Сассекса, которые в 1960 году стали эксплуатировать в музейном режиме железную дорогу Bluebell Railway.

Первой исторической железной дорогой за пределами Великобритании стала в середине 1950-х годов Puffing Billy Railway в Австралии. Эта дорога имеет 24 км в длину, большая часть подвижного состава относится к концу XIX века.

В 1960-х — 70-х исторические железные дороги стали появляться в континентальной Европе, а также в США, Австралии и Новой Зеландии. В начале XXI века только в Великобритании имеется больше сотни таких железных дорог.

Распространение
Россия и СНГ

Паровоз Гр-336 на Киевской детской железной дороге С 1991 по 2004 год роль такой узкоколейки в России исполнял Переславский железнодорожный музей. Первоначально поездки на ретро-поездах осуществлялись по заявкам организованных групп. С 2002 года в музее неоднократно проводились паровозные фестивали для широкого круга посетителей. Позже музей сконцентрировал свои усилия именно на музейной деятельности и одновременно отказался от ретро-туров, разобрав большую часть пути.

В разные годы предпринимались попытки организовать движение экскурсионных поездов на действующих железных дорогах России, например, на Алапаевской узкоколейной железной дороге и Кругобайкальской железной дороге.

В принципе к историческим железным дорогам можно отнести детские железные дороги России и СНГ, особенно те, которые эксплуатируют тепловозы ТУ2 и паровозы.

С 2007 года после торжественного открытия на станции «Москва-Смоленская» компания РЖД-Тур начала в принципе регулярное (около четырёх рейсов в год, пока только летом) движение ретро-поезда «Транссибирский экспресс»). Часть пути состав тянет специально отреставрированный паровоз П-36. На YouTube есть видеоролики.

Москва
С 2006 года регулярные ретро-поездки стали частью жизни Московской железной дороги. В частности существует два маршрута:

1) Ранее ежедневная (кроме вторника и понедельника), ныне по выходным дням паровозная прогулка от станции Москва-Рижская до станции Подмосковная (о.п. Красный Балтиец), что рядом с депо «Подмосковная». Рядом со зданием вокзала под открытым небом расположен Музей железнодорожной техники, где в полдень проводится групповая бесплатная экскурсия, затем отправляется паровоз (обычно типа «Л», но работники упоминают и «Эр»). По прибытии экскурсантов ведут к поворотному кругу, где паровоз разворачивают. Затем дозволяется подняться на паровоз. Также перед экскурсией можно посетить Выставочный центр в здании Рижского вокзала, где выставлены модели железнодорожной техники (не подвижной состав) и серьёзные миниатюрные модели.
Движение паровоза по маршруту Киевский вокзал - МКМЖД (с остановкой на станции Белокаменная) - Рижский вокзал.
2) На нерегулярной основе по Казанскому направлению отправляются двухдневные паровозные туры выходного дня до Рязани с обзорными экскурсиями по городам.
Паровозные прогулки организует ООО «Дельта-Копия», ей (?) принадлежат и паровозы. История возникновения организации и её связь с ОАО «РЖД» не ясны. Подробная информация о прогулках доступна на сайте этой организации.

Также на День железнодорожника и с 2007 года в «день открытых дверей» (посещение неспециалистов) салона желдортехники EXPO 1520 на Экспериментальном кольце ВНИИЖТ в городе Щербинка устраивается ретро-прогулка. Электропоезд Ср3-1668 ездит по кольцу «наперегонки» с паровозом.
В День Победы с Киевского вокзала до Поклонной горы (станция «Москва-Сортировочная») отправляется праздничный поезд, ведомый паровозом.
Европа

Паровоз на миниатюрной железной дороге Romney, Hythe and Dymchurch RailwayСамая богатая историческими железными дорогами страна — Великобритания. По состоянию на 2006 год здесь действует около 140 таких дорог. Также в стране имеется несколько десятков так называемых миниатюрных железных дорог — туристических железных дорог с очень узкой шириной колеи (например 380 мм на дороге Romney, Hythe & Dymchurch Railway). Подвижной состав таких дорог — это обычно масштабные копии подвижного состава полноразмерных железных дорог. Интересно, что даже среди таких «лилипутских» дорог есть дороги, выполняющие функции общественного транспорта. Например Romney, Hythe & Dymchurch Railway перевозит местных жителей. Специальный поезд предоставляется для перевозки школьников.

Двухэтажный троллейбус на уникальной в своём роде троллейбусной исторической линии в музее под открытым небом Black Country Living Museum, ВеликобританияВ Великобритании есть также несколько туристических трамвайных линий и даже одна туристическая троллейбусная линия.

Ни одна из стран континентальной Европы не может похвастаться таким количеством исторических железных дорог, как Великобритания. Однако почти в каждой стране такие дороги есть. Одна историческая железная дорога есть даже в маленьком Люксембурге. В соседних Нидерландах имеется около десяти таких дорог. В музее под открытым небом в Арнеме, где на довольно большой площади демонстрируется сельская архитектура, для удобства посетителей была проложена трамвайная линия, на которой используются старые трамваи из Роттердама.

В Германии имеется более более ста исторических железных дорог. Также в этой стране сохранились эксплуатируемые в коммерческом режиме железные дороги, на которых до сих пор используется паровая тяга. Хороший пример — узкоколейная (900 мм) дорога Mollibahn в Померании. До 1995 года она эксплуатировалась Германскими железными дорогами. При этом она как бы выпала из программы модернизации, так как всё это время на ней сохранялась паровая тяга. С 1995 эта дорога эксплуатируется частной компанией. Теперь вопрос о модернизации уже не ставится, так как благодаря своей архаичности дорога привлекает многих туристов — любителей истории железных дорог. Однако основная функция этой дороги — предоставление местным жителям услуг общественного транспорта.

В Дании есть несколько клубов, реконструирующих старинные поезда. Некоторые из них даже используют для своей деятельности обычные железные дороги. Например, по в летний период по средам и выходным дням исторический поезд наряду с обычными поездами курсирует по железной дороге между Копенгагеном и Хельсингёром.

В Восточной Европе исторических железных дорог меньше, и принадлежат они обычно не любительским обществам, а государственным музеям.

Англоязычные страны

Поезд Durango and Silverton Narrow Gauge RailroadВ США есть около 150 исторических железных дорог и трамваев, расположенных в 41 штате. Исторические железные дороги есть даже на Аляске и на Гавайях. Подвижной состав исторических железных дорог США очень разнообразен — от точной копии первого американского паровоза Tom Thumb (1830 год, копия построена в 1930 году ко столетнему юбилею) до тепловозов и электровозов, которые ещё недавно находились в коммерческой эксплуатации. В конце 1980х годов по заказу туристической дороги Boone and Scenic Valley Railroad в Китае было построено два новых паровоза типа JS.

Хотя большинство исторических железных дорог США имеют стандартную ширину колеи, есть среди них и узкоколейные. Популярностью пользуются расположенные в Колорадо дороги Durango and Silverton Narrow Gauge Railroad и Cumbres and Toltec Scenic Railroad (ширина колеи обеих — 914 мм или три фута). На дороге Cumbres and Toltec Scenic Railroad снимались некоторые эпизоды фильма Индиана Джонс и последний крестовый поход.

Исторический трамвай в Мемфисе, ТеннессиВ конце XX — начале XXI века в США стали популярны так называемые исторические трамваи (heritage streetcars). В отличие от Европы, где линии исторических трамваев являются обычно остатками прекративших своё существование трамвайных хозяйств (например, от первой трамвайной сети Барселоны осталась только одна линия, где теперь ходит туристический «синий трамвай»), в США линии исторического трамвая строятся заново, иногда даже там, где раньше трамваев не было. Считается, что такие трамваи оживляют центр города, а также помогают привлечь туристов и любителей шопинга (нередко туристический трамвай прокладывают вдоль торговых улиц). Нередко туристический трамвай рассматривают как дешёвую альтернативу современным трамвайным системам. По состоянию на 2006 год исторический трамвай имеется более чем в двадцати городах США, во многих других городах такие линии строятся. Исторические трамваи США чаще всего эксплуатируются на коммерческой основе, то есть с целью дохода, а не только из любви к истории.

Кабельный трамвай в Сан-ФранцискоСан-Франциско славится своей уникальной системой трамваев на канатной тяге. Также в этом городе есть один исторический маршрут электрического трамвая, где ходят легендарные PCC и другие старые трамваи (на других трамвайных маршрутах этого города используются современные трамваи).

В Канаде есть двадцать исторических железных дорог.

Популярны исторические железные дороги и трамваи в Новой Зеландии. По состоянию на 2006 год в Новой Зеландии действует около шестидесяти исторических железных дорог и трамваев.

В Австралии есть сорок исторических железных дорог и трамваев. Именно здесь была открыта первая историческая железная дорога вне Великобритании.

В других странах
В других странах исторические железные дороги менее популярны. Связано это с меньшим распространением железных дорог, бедностью, а также тем, что железные дороги некоторых стран и так являются действующими музеями. Например на Кубе до сих пор используется большое количество паровозов производства США, многие из которых были выпущены ещё в конце XIX века, но связано это не с особой любовью кубинцев к железнодорожной истории, а с торговым эмбарго, наложенным на Кубу США после прихода на Кубе к власти коммунистов в 1959 году.

Поезд Darjeeling Himalayan Railway прибывает в ДарджилингИсторические железные дороги есть в Чили (Tren del Vino), Мексике, Индии, Южной Африке.

В индийском штате Западная Бенгалия расположена уникальная высокогорная узкоколейная (ширина колеи — 600 мм) железная дорога Darjeeling Himalayan Railway (строилась в 1879 по 1881 год).Эта дорога имеет длину в 86 км, конечная станция Силигури расположена на высоте 100 метров, другая конечная станция, Дарджилинг — на высоте 2200 метров. Эта дорога эксплуатируется индийскими железными дорогами. На ней до сих пор используются только паровозы. Хотя основные клиенты Darjeeling Himalayan Railway — местные жители, в последние годы она привлекает всё больше туристов. Уникальность этой железной дороги была признана ЮНЕСКО, которая внесла её в список Всемирного наследия Индии.

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

0

2

продолжение

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

0

3

МАНЧЕСТЕР—ЛИВЕРПУЛЬ

Так выглядит пассажирский вагон первого класса, курсировавший между Манчестером и Ливерпулем в 30—50 годах XIX века (английского типа). Позже он распространился и по всей Европе. В вагоне три купе по шесть сидячих мест в каждом, багаж пассажиров располагался на крыше, как в почтовых дилижансах. Отопления не было, но окна были застеклены, в отличие от вагонов второго и третьего класса

увеличить

0

4

САМЫЕ ПЕРВЫЕ

1803 — в Англии первые пассажирские экипажи с конной тягой поехали по первой в мире железной дороге.

1829 — отец и сын Стефенсоны создали первый пассажирский паровоз «Ракета» (макс. скорость 42 км/ч).

1830 — под колесами поезда погиб первый человек. 60-летний член английского парламента Уильям Хаскиссон при открытии ж/д Ливерпуль—Манчестер решил поговорить с премьером Веллингтоном, который был по другую сторону путей...

1837 — в России первая дорога Петербург—Царское Село (25 км).

1861 — первая ж/д в Украине от Львова до Перемышля (86 км).

2007 — поезд ТЖВ (Франция) достиг рекордной скорости 553 км/ч.

увеличить

0


Вы здесь » Сообщество по моделям железной дороги » История железной дороги. » Историческая железная дорога