Сообщество по моделям железной дороги

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Экскурс в историю

Сообщений 61 страница 62 из 62

61

Предок Rail Baltica: как 100 лет назад из Риги в Берлин за 14 часов ездили
http://sd.uploads.ru/t/a4gKA.jpg
1. Во вторник, 12 августа, правительство приняло решение о создании компании Eiropas dzelzceļa līnijas, которая будет акционером в совместном проекте Rail Baltica II, целью которого является возобновление железнодорожного сообщения между странами Балтии и Берлином.
2. Времена Латвии — из Берлина в Ригу за 14 часов
http://sd.uploads.ru/t/XuBvU.jpg

В Европу поезда из Латвии начали ходить сразу после того, как у нас появились первые железные дороги, то есть с 1862 года. "Тогда закончили строить линию "Санкт-Петербург — Варшава" (еще раньше — "Варшава-Вена"), маршрут которой проходил через Резекне и Даугавпилс (Двинск). Годом ранее закончили железную дорогу между Ригой и Даугавпилсом", — рассказывает Том Атлбергс, старший куратор экспозиций и выставок Латвийского музея истории железной дороги.

30 июня 1920 года главное управление Латвийской железной дороги в качестве одного из первых международных документов
подписало договор с Compagnie Internationale des Wagons-Lits (CIWL) об использовании ее вагонов на территории Латвии. Уже 15 февраля 1921 года появилось прямое сообщение между Ригой и Вирбали
, которое 19 августа того же года было продлено до Парижа и Остенде, а Рига стала конечным пунктом нового маршрута Nord Express, который обслуживала CIWL. Та самая компания, которая придумала Orient Express ("Париж-Стамбул"), ставший прообразом "Восточного экспресса" Агаты Кристи.

По словам эксперта, в пользу Риги говорили как политические мотивы — новой Советской власти роскошные экспрессы на Запад были не нужны — так и такая же, как в Западной Европе, ширина рельсов, сохранившихся после войны на отдельных линиях.

Чтобы обеспечить должный уровень комфорта, в составе "Рига-Берлин" ежедневно курсировал вагон-ресторан CIWL, который в 1922 году обновили на вагонной фабрике Fēnikss в Риге (позже — RVR). В 1923 году в поезд "Рига-Берлин" начали включать вагоны Латвийской, Литовской и Германской железных дорог, так как этот маршрут становился все более востребован.

Интересно, что в то время поезд до Берлина шел 15 часов и 19 минут, и немного быстрее назад — 14 часов и 43 минуты, однозначно став самым удобным и быстрым способом добраться до Западной Европы. Средняя скорость состава на территории Латвии была 77,1 км/ч, в Литве — 79,2 км, а в Германии —80,4 км/ч.
3. Советское время — смена колесных тележек в Польше
http://sd.uploads.ru/t/vExn5.jpg

Во время Второй мировой войны железнодорожный транспорт использовался для военных целей и потому организованного международного пассажирского железнодорожного движения на территории Латвии практически не было

Но уже в 1945 году из Риги на поезде вновь можно было отправиться в Вильнюс, Ленинград, Москву, Валгу, а из Даугавпилса — в Орел, Вильнюс и Мажейкяй. Движение, впрочем, было медленным. В 1949 году на маршруте "Таллинн-Рига-Вильнюс" были введены современные, произведенные в Венгрии дизельные поезда, которые сократили путь из Риги в Вильнюс с 14 до 8 часов. Однако до Каунаса из Риги в тоже время можно было доехать лишь за шесть часов, что не шло ни в какое сравнение с 4 часами и 14 минутами довоенного экспресса.

Позже появились вагоны прямого сообщения на маршрутах "Рига-Варшава" и "Рига-Берлин". На границе в Бресте у них меняли колесные тележки, так как в Российской империи, а позже и в СССР ширина колеи была принята в качестве 1524 мм (сейчас 1520), а в Европе и в остальном мире — 1435.

Меняют тележки и сегодня. Вот как выглядит процесс:


"В 1920-30 годах в Латвии одновременно присутствовали две колеи. Из Риги, Лиепаи и Даугавпилса в Западную Европу шла колея европейского размера (1435 мм), а российская ширина колеи была принята на путях на восток и север страны. Поэтому тогда при поездках в Европу не надо было ничего менять", — поясняет Том Атлбергс.

В 1973 году в расписании Балтийской железной дороги появился беспересадочный пассажирский вагон, который из Ленинграда через Резекне и Даугавпилс (в составе поезда "Ленинград-Вильнюс") курсировал до Праги. Еще через восемь лет — в 1981 году — на маршрутах "Рига-Берлин" (в пути — 31 час 15 минут), "Рига-Варшава" и "Таллинн-Варшава" уже курсировало большое количество беспересадочных вагонов, равно как и целые поезда "Ленинград-Варшава" и "Ленинград-Берлин".

Однако основной поток поездов все равно шел на восток и Москву.

4. 1990-е годы — один вагон в Европу
http://sd.uploads.ru/t/0BhdJ.jpg

С 1992 года объем международных железнодорожных перевозок в Латвии начал резко падать. В расписании поездов 1996 года еще можно найти прямой рейс "Рига-Берлин", который отправлялся в путь в летние месяцы. Но это был уже не целый поезд, а всего лишь один вагон, который в Вильнюсе цепляли к поезду "Санкт-Петербург-Берлин". Этот вагон продержался и в расписании 1997 года (два раза в неделю летом и один раз — зимой), но вскоре не стало и его.

С того момента в Европу из Риги становится возможным попасть лишь с пересадками. Например, добраться до Шестокая в Литве (где, кстати, меняют колесные пары) и оттуда на поезде уже с европейской колеей — до Варшавы и далее везде. И если в 1990-е из Риги туда ходил прямой поезд, то теперь этот маршрут можно одолеть только через Даугавпилс.

Строительство в рамках проекта Rail Baltica может начаться в 2019 году, его целью является восстановить прямое железнодорожное сообщение по маршруту "Таллинн-Рига-Каунас-Варшава-Берлин". Первые поезда из Риги в Берлин могут отправиться уже в 2024 году.

http://turgid.delfi.lv/turisms/predok-r … z3BJrQJMVO

0

62

Из Риги в Динабург

29 сентября 2011

К 150–летию первой железнодорожной ветки

Отличный подарок преподнесла Latvijas Dzelzceļš любителям прошлого — в издательстве Jumava вышел в свет альбом "Рига — Даугавпилс 150. Железная дорога — Латвии. Латвия — железной дороге". Это своего рода энциклопедия первой железнодорожной ветки. Тут информация и о строительстве Рижского железнодорожного узла, и о первых станциях на участке Рига — Даугавпилс, о том, как Огре с открытием железнодорожного сообщения превратился в респектабельный дачный курорт, как в Кегумсе возводили первую в стране ГЭС. Об исчезнувших станциях и о "танц–вагонах" 1930–х, о железнодорожных расписаниях и о том, кто и как часто должен был регулировать станционные часы. Издание с текстами на трех языках — латышском, русском и английском — великолепно иллюстрировано материалами из фондов Музея железной дороги: старинные открытки, фотографии, железнодорожные расписания, билеты, артефакты из технического инвентаря ушедшей железной дороги. Итак, отправимся в ретропутешествие.

Первая железнодорожная ветка была открыта 12 сентября 1861 года. А приступили к строительству 20 мая 1858 года. Генерал–губернатор края Александр Суворов серебряной лопаткой бросил в фундамент новостройки первые горсти земли. Можно увидеть и проект здания Рижского вокзала. Одновременно по соседству построили локомотивное и вагонное депо, ремонтные мастерские, товарные склады. Вокзал был каменным, двухэтажным, с четырьмя путями и крытыми перронами. В 1884–м к нему пристроили два трехэтажных крыла.

Строительство железнодорожной линии способствует развитию промышленности: в Риге открываются предприятия, изготавливающие вагоны и оборудование для железной дороги: "Феникс", "Руссо–Балт", "Фельзер и Ко". В начале XX века "Руссо–Балт" становится крупнейшим вагоностроительным предприятием царской России, а первый заказ на предприятии — тогда еще филиале Кельнского машиностроительного завода — был выполнен в 1869 году: 500 вагонов для Рига–Динабургской железной дороги.

Параллельно с прокладкой рельсового пути между Ригой и Динабургом проводят телеграфную связь. Сначала телеграфные аппараты Морзе компании Siemens и Halske были установлены только в Риге, Крустпилсе и Даугавпилсе. Позднее они пришли на каждую станцию.

На заре железнодорожной эры сигналами служили большие красные диски, установленные перед станциями. Позднее наступило время семафоров.

В середине XIX столетия на линии Рига — Даугавпилс было 14 станций. Станционные здания, за исключением Риги, Скривери, Крустпилса и Даугавпилса, — типовые проекты. На первом этаже — просторный зал ожидания и служебные помещения дежурного по станции, на втором — четыре комнаты для станционных работников. До наших дней сохранилось всего несколько таких станций: в Ерсике, Ницгале и Ликсне.

Сегодня одна из самых больших станций на участке Рига — Даугавпилс — Саласпилс. В начале XX века это был маленький поселок, но уже тогда он был известен. От станции проложили первую в Латвии ветку для перевозки полезных ископаемых. Узкоколейка вела к гипсовой каменоломне. Из Саласпилса материал отвозили в столицу на заводы по изготовлению печных изразцов, цемента, шифера, гипсовых изделий.

Огре с открытием железнодорожной линии превратился в излюбленное курортное место для состоятельных горожан. Тут было все, что нужно для хорошего отдыха: две реки — Даугава и Огре, чистый воздух, лес, удобное сообщение с городом. В 1884 году основали дачную колонию. Появились первые улицы, велосипедные дорожки, мостки через Огре, купальни.

На 42–й версте от Риги, на станции Кегумс, поезда начали останавливаться в 1880–е годы. В 1930–е тут открыли новую железнодорожную станцию — рядом строили первую в стране ГЭС — Кегумскую. Строительство начали в 1936–м, а в 1939–м запустили первый энергоблок.

Зал ожидания и фасад вокзала на каждой станции украшали часы, которые помогали железной дороге соблюдать график движения, а пассажирам — не опоздать на поезд. Дежурный по станции каждое утро должен был сверять и регулировать станционные часы, чтобы они совпадали с точным временем по стране. Любопытен приведенный в книге документ от 17 августа 1936 года за подписью заместителя эксплуатационного директора железной дороги Я. Клявиньша. "Отмечено, что часы на многих станциях и остановках не совпадают с правильным временем и к тому же не согласованы между станциями. Изложенное свидетельствует, что… станции и остановки все–таки не уделяют должного внимания сверке часов… порождая таким образом нежелательные выяснения среди работников с публикой. Поручаю всем… строго следить за тем, чтобы сверка часов проводилась в установленном порядке".

Вот старинное железнодорожное расписание — за 1899 год. "Летнее движение. Спутник по России. Путеводитель Н. Киммеля". В нем не только график движения и названия станций, но и билетные тарифы, правила перевозок, карты, реклама предприятий. В 1930–е брошюры с железнодорожными расписаниями выходили дважды в год — к летнему и к зимнему сезону. Их можно было купить на станциях, в книжных магазинах, киосках. В это время все большую популярность приобретают туристические поездки по железной дороге. Каждое воскресенье — летом и зимой — назначались туристические поезда в различные регионы страны. На Рига–Даугавпилсской железной дороге был рейс Рига — Плявиняс — Кокнесе. Развлечения начинались прямо в поезде — в специальном танц–вагоне желающие могли потанцевать, расслабиться в вагоне–ресторане. Туристические поезда нередко называли "дансингами на колесах".

Довоенное железнодорожное расписание ветки Рига — Даугавпилс заканчивалось двумя остановочными пунктами, которых нынче нет, — Нометне и Циетокснис. Оба находились под Даугавпилсом (4,3 и 2,2 км). В те годы большинство военных частей базировались в городе, а на лето перебрасывались в лагеря. Во время военных маневров на станции прибывали бронепоезда, по железной дороге доставляли военную технику и боеприпасы.

Хотите совершить ретропутешествие в прошлое железной дороги? Тогда вам стоит посмотреть этот интересный альбом.

На снимках: Перронные билеты для выхода на вокзал 1930–х. Станция Крустпилс в конце XIX века. Старинное расписание поездов.
http://sa.uploads.ru/t/zmdEQ.jpg
http://sa.uploads.ru/t/3OcJL.jpg
http://sa.uploads.ru/t/UTyOB.jpg

0