История линии Рига—Даугавпилс
Истоки идеи строительства железной дороги Рига—Даугавпилс (Динабург) лежат в 1847 году, когда по инициативе комитета Рижской биржи ее генеральное собрание рассмотрело соответствующий проект. В 1853 году было фактически основано Общество Рига-Динабургской железной дороги, однако из-за нехватки средств на строительство реализация проекта была временно прервана. Не пошла на пользу ситуации и Крымская война, из-за чего только в 1858 году был утвержден устав акционерного общества и получено разрешение на строительство. 8 мая того же года видземский генерал-губернатор князь Суворов на торжественной церемонии открыл строительство железной дороги. Официальное открытие двухпутной линии стоимостью 10,5 млн.рублей, построенной под руководством английских инженеров, состоялось 12 сентября 1861 года. В 1894 году эта железная дорога перешла в собственность государства.
В годы Первой мировой войны практически вся железная дорога Рига—Динабург находилась в прифронтовой зоне и понесла поэтому невосполнимые потери: были разрушены многие станционные здания, мосты, водоотводы и пути. Восстановление инфраструктуры требовало огромных усилий, и в результате на перегонах был восстановлен лишь одноколейный путь.
После Второй мировой войны движение по этой железнодорожной линии увеличилось — постепенно был восстановлен второй путь между Ригой и Скривери, а также на отдельных перегонах. Эту работу планируется продолжать, поскольку железнодорожный участок Рига—Крустпилс является одним из самых загруженных в Латвии.
В 1959 году был электрифицирован участок линии Рига—Огре, в 1968 году — Огре—Юмправа, в 1969 году — Юмправа—Айзкраукле.
Станции и остановочные пункты
РИГА. Исходная станция линии была построена на том же самом месте, где сегодня находится станция Рига-Пассажирская. Однако с течением времени здесь многое изменилось. В 1931 году от станции Рига-Главная была проложена ветка на Центральный рынок, где у нынешнего мясного павильона появилась станция Рига-Рынок. Построенный на эстакаде подъездной путь планировалось продолжить вдоль всех рыночных павильонов, однако в 1944 году эстакаду разрушили. Пострадали и само здание пассажирского вокзала, пути и оборудование, которые уже в 1947 году были полностью восстановлены. В результате реконструкции станции поезда с 1959 года больше не обслуживаются на нижнем уровне. Рельсовые пути, а также оставшиеся от первоначального, обширного железнодорожного хозяйства постройки и оборудование были демонтированы.
ПОСТ КАЛПАКА. Стрелочный и сигнальный пост электрической централизации станции Рига-Пассажирская был оборудован в 1925 году и до 1931 года существовал как отдельная единица. В 1930-е годы здесь останавливался рабочий поезд, регулярно курсировавший между станциями Рига-Пассажирская и Шкиротава. В 1942 году этот остановочный пункт назывался Улица Гертрудес. В 1950-е годы пост централизации был ликвидирован.
ВАГОННЫЙ ПАРК . Остановка с названием Парк Калпака существовала еще в 1930-х годах для нужд работников сортировочного вагонного парка. После 1945 года ее начали называть Вагонным парком. В период с 1960 по 1962 год рядом с депо пассажирских вагонов был построен цех по ремонту электропоездов Засулаукского моторвагонного депо, а в 1963 году — пункт осмотра и экипировки дизель-поездов.
ПОСТ 5-ГО КМ . Примерно на этом месте находился стрелочный пост и пост сигнальной централизации, построенный вместе с созданием сортировочной станции в начале ХХ столетия. В 1930-е годы пункт Пост 5-го км включался в качестве ориентира в графики поездов, но останавливались здесь и рабочие поезда.
ДРЕЙЛИНИ . Остановочный пункт с названием Getlingsmoor и Dreilingsbusch упоминается в 1918 году. С 1920 года он назывался Дрейлини. После электрификации Огрского участка остановочный пункт исчез из расписания поездов.
ЯНЯВАРТИ. Официально остановочный пункт Яняварти впервые упоминается в 1935 году.
ДАУГМАЛЕ. В 1930-1950 годах его называли Депо. Судя по всему, остановочный пункт был устроен для работников Рижского (Шкиротавского) локомотивного депо. С 1974 году его называют Даугмале.
ШКИРОТАВА. Здание сортировочной станции для товарных поездов было построено здесь в 1905 году, однако в качестве станции общего пользования она упоминается только в 1919 году.
ГАЙСМА. Остановочный пункт был открыт в 1961 году под названием Парк Э. С 1970 года он фигурирует в расписании движения как Гайсма.
РУМБУЛА. Остановочный пункт Доле открылся в 1921 году. В 1929 году его переименовали в Румбулу.
ДАРЗИНИ. Остановочный пункт открыт в 1960 году.
ДОЛЕ. Станция Петровский лагерь открылась в 1884 году — она обслуживала летний военный лагерь Рижского гарнизона. После Первой мировой войны станцию не восстанавливали. В 1960 году на ее месте был устроен остановочный пункт Доле.
САЛАСПИЛС. Станция Куртенхоф была построена при строительстве линии. В 1919 году она называлась Стопини, а в 1925 году была переименована в Саласпилс.
САУЛКАЛНЕ. Станция открыта в 1931 году для обслуживания доломитовой каменоломни, находившейся на Острове смерти.
ИКШКИЛЕ . Станция открыта в 1863 году для привлечения на линию пассажиров. Отсюда их повозками и паромами доставляли на курорт Балдоне.
ЯУНОГРЕ. Остановочный пункт Огре- II открылся в 1928 году. Перронный навес для него по проекту архитектора В.Шервинского построило Малукалнское (Яуногрское) общество благоустройства. В последующие годы оно же установило белые лакированные скамейки, построило веранду, а также заботилось об освещении станции. В 1932 году остановочный пункт был переименован в Яуногре. В 1939 году вместо навеса соорудили деревянное здание, которое в 1959 году, при восстановлении второго пути, был снесено и заменено каменным.
ОГРЕ . Станция была устроена в ненаселенном месте при строительстве железной дороги. Свое название получила по реке Огре. Населенный же пункт еще в 1874 году назывался Дачное место при станции Огер. Однако уже скоро подаренное городом Ригой одноэтажное станционное здание стало недостаточным, и в 1877 году у него надстроили второй этаж. В 1891 году на станции оборудовали дамскую комнату. Во время Первой мировой войны станция не пережила больших разрушений. Первоначальное здание разрушили в 1944 году, а новое построили в 1947 году.
ПАРОГРЕ. Остановочный пункт открыт в 1931 году. Здание построено из пожертвованных стройматериалов во время субботника, организованного Парогрским обществом благоустройства. В 1932 году возле станции посадили 50-метровую липовую аллею, в 1935 году посадили пальмы. В 1957 году при прокладке второго пути здание остановочного пункта было немного перенесено.
ЦИЕМУПЕ. Остановочный пункт открыт в 1929 году.
КЕГУМС. Первые сведения о существовании остановочного пункта Кегумс относятся к 1924 году. Ситуация изменилась в 1936 году, когда этот рядовой остановочный пункт начал обслуживать строительство грандиозной Кегумской ГЭС. В 1937 году по проекту архитектора В.Озолиньша начали строить новый вокзал, а старое здание остановочного пункта превратили в багажный склад. На первом этаже оконченного в 1939 году здания оборудовали зал ожидания, буфет со вспомогательными помещениями, кабинет дежурного по станции и помещения для железнодорожной полиции. На втором этаже устроили квартиры для начальника станции и его помощников, а также стрелочников и коммерческих агентов. После войны станцию восстановили близко к первоначальному облику.
ЛИЕЛВАРДЕ. Станция Рингмундхоф появилась при строительстве линии. В годы Первой мировой войны ее безжалостно обстреливали с левого берега Даугавы, и после войны здание не восстанавливали. В 1922 году здесь под названием Рембате сдали в эксплуатацию одно из первых вновь построенных станционных зданий независимой Латвии. В 1926 году станцию переименовали в Лиелварде. Во время Второй мировой войны станционное здание вновь было разрушено, но в 1950 году построено заново.
КАЙБАЛА. Остановочный пункт открыт в 1930 году.
ЮМПРАВА. В 1918 году станция называлась Ломани, а с 1921 года именуется Юмправа. Первое станционное здание построено в 1926 году. Во время Второй мировой войны оно было уничтожено, а новое — построено в 1950 году.
ДЕНДРАРИЙ. В расписание движения поездов остановочный пункт Блок-пост 867-го км был включен в 1972 году. Пост был создан в связи с переходом от двухпутного к одноколейному участку. В наши дни этот остановочный пункт называется Дендрарий.
СКРИВЕРИ. Станция Ремерсхоф открыта в 1861 году. В 1894 году здесь были: станционное здание, навес для пассажиров, два перрона, жилое здание, товарный сарай, товарная рампа, две зольные ямы, колодец и туалет. В годы Первой мировой войны станция была практически сметена с лица земли. В 1923 году было построено новое станционное здание, а прочее, некогда столь обширное, железнодорожное хозяйство восстановлено частично. Во время Второй мировой войны станция снова сильно пострадала, и на ее месте в 1951 году возвели новое строение.
МУЛДАКМЕНС. С 1999 года этот остановочный пункт благодаря камню, видимому на краю находящегося поблизости Мулдского болота (теперь луга), называют Мулдакменс.
АЙЗКРАУКЛЕ. Станция Степини была открыта в 1919 году. С 1921 года она называется Айзкраукле. Станционное здание начали строить в 1926 году. Через год оно было закончено и по-прежнему находится в рижском направлении пассажирского перрона. Сейчас вокзалом служит другая, более просторная постройка, возведенная в годы советской власти. Как и в Кегумсе, подлинное оживление на станции началось со строительством Плявиньской ГЭС и города, названного именем П.Стучки (сейчас — Айзкраукле), для нужд которых в 1961 году от станции протянули разветвленную ветку длиной в несколько километров.
КОКНЕСЕ. Станция устроена одновременно со строительством линии. В 1930-х годах были очень популярны туристические поезда, курсировавшие по маршруту Рига—Кокнесе, в программу которых входили и осмотр развалин Кокнесского замка, и катание на лодках по Даугаве до Стабурагса, и танцы в специализированном танцвагоне. Во время Второй мировой войны первоначальное станционное здание было утрачено.
АЛОТЕНЕ. Остановочный пункт Клинтене на 106-м км линии открылся в 1930 году. В 1942 разъезд Клинтене был переименован в Алотене и находится на 101-м км линии.
ПЛЯВИНЯС. Станция Стукмани действовала с момента открытия линии. Особенно интенсивное движение здесь началось в 1899 году со строительством узкоколейки Стукмани—Гулбене—Алуксне—Валка. В 1919 году станция официально называется Плявиняс. Разрушена во время Второй мировой войны. В 1950 году на прежнем месте было построено новое здание.
АЙВИЕКСТЕ. Остановка открыта в 1928 году и еще существовала в 1944 году.
ОЗОЛСАЛА. Разъезд открыт в 1942 году. В 1956 году был разработан проект строительства пассажирской платформы и деревянного павильона на остановочном пункте Озолсала. В 1974 году здесь построили небольшое деревянное станционное здание.
КРУСТПИЛС. Крупнейшая промежуточная станция линии была построена вместе с железной дорогой. Здесь имелись локомотивное и вагонное депо, другие железнодорожные строения и устройства. После присоединения железной дороги Москва—Вентспилс в 1901 году станцию дополнительно расширили. В годы Первой мировой войны она сильно пострадала, но была восстановлена почти в прежнем объеме. После Второй мировой войны станционные службы и зал ожидания размещались в общественном здании на привокзальной площади, а в 1954 году здесь построили новый вокзал.
АСОТЕ. Остановочный пункт открыт в 1931 году для работы в летний сезон. После 2000 года здесь был оборудован разъезд для грузовых поездов.
ТРЕПЕ. Станция оборудована при строительстве железной дороги. В 1918 году ее называли Бормани, а с 1919 года она носит официальное название Трепе.
ЛИВАНЫ. Станция устроена при строительстве железной дороги. В 1930-х годах от нее была проложена ветка на торфяную фабрику; в годы советской власти появились также ветки на стекольную фабрику, биохимический завод и домостроительный комбинат, был построен новый вокзал.
ЕРСИКА. Станция Царьград появилась при строительстве железной дороги. С 1919 года она называется Ерсика. Здесь сохранилось первоначальное станционное здание.
СЕРГУНТА. Остановочный пункт открыт в 1933 году. После 2000 года здесь устроен разъезд.
НИЦГАЛЕ. Станция построена одновременно с железной дорогой. В годы Первой мировой войны была проложена соединительная ветка между Ницгале и станцией Вишки Санкт-Петербург-Варшавской железной дороги.
РУЖИ. Остановочный пункт устроен в 1958 году. После отмены пригородного сообщения на маршруте Крустпилс—Даугавпилс этот остановочный пункт пассажирами больше не используется.
ВАБОЛЕ. Остановочный пункт открыт в 1931 году. В 1930-х годах от станции на торфяную фабрику проложили узкоколейку и построили станционное здание, которое сохранилось, но в наши дни используется как жилой дом.
ЛИКСНА. Станция устроена при строительстве железной дороги. Сохранились как первоначальное станционное здание, так и оригинальный товарный сарай с въездом для подачи вагонов.
МЕЖЦИЕМС. Остановку построили в 1937 году по инициативе Латвийского кредитного банка, в собственность которого перешел новый курорт Межциемс на правом берегу Даугавы. Его собирались превратить в современную водолечебницу. В общее пользование станцию передали в 1938 году.
НОМЕТНЕ. Остановочный пункт открыт в 1927 году для нужд бойцов Латвийской армии. Закрыт во время Второй мировой войны или вскоре после нее.
ЦИЕТОКСНИС. Остановочный пункт открыт в 1935 году. Закрыт в годы Второй мировой войны.
ДАУГАВПИЛС. Конечная станция открыта в 1861 году. Особенно оживилась она в 1866 году, после строительства железной дороги Даугавпилс—Витебск, когда здесь появился объединенный пассажирский вокзал для обеих железнодорожных линий. Благодаря наличию еще и железной дороги Санкт-Петербург—Варшава Динабург превратился в крупный железнодорожный узел. В тот же год здесь построили обширные мастерские для ремонта подвижного состава — позднее главные мастерские Латвийских железных дорог, ныне — АО Локомотиворемонтный завод. В 1919 году станция официально называлась Даугавпилс-1-Пассажирский. Станция Даугавпилс-1-Товарный после строительства железной дороги Даугавпилс—Витебск была устроена одним километром дальше, в направлении Индры. Во время Второй мировой войны город и железнодорожный узел пережили значительные разрушения. После войны станцию восстановили. В 1946 году станционные службы и залы ожидания располагались в кинотеатре, а в 1951 году был построен новый вокзал.
Томc АЛТБЕРГС,
старший организатор выставок Музея истории железных дорог Латвии